Адвокат Сергей Слепухин навестил осужденного по «делу крымских мусульман» Рустема Эмирусеинова впервые после его этапа в тюрьму в Саратовской области России. Об этом сообщает гражданское объединение «Крымская солидарность» .
Как отмечается, Эмирусеинов сейчас находится на карантине в тюрьме города Балашова в Саратовской области. Он приехал туда в районе 10 января 2022 года. Пока с ним никто не беседовал, кроме сотрудника из центра «Э» в Саратове.
«Рустем пояснил ему, что не считает себя виновным и не является экстремистом или террористом, после чего правоохранитель ушел», – рассказал адвокат.
По информации, которую передал юрист, лекарства у Эмирусеинова забрали во время этапа и так и не вернули.
«Со здоровьем неплохо, только болит голова от акклиматизации, остальное не беспокоит. Также забрали Коран, но вернули после согласования», – добавил адвокат.
Как рассказал крымчанин юристу, кормят в этой тюрьме скудно. Содержат его в одиночной камере.
Адвокату удалось пообщаться с Эмирусеиновым через решетку и передать письма от близких родственников.
Южный окружной военный суд в российском Ростове-на-Дону 3 ноября осудил троих фигурантов красногвардейского «дела Хизб ут-Тахрир» на 42 года тюремного заключения, среди которых и Эмирусеинов. Суд назначил ему 17 лет с отбыванием первых двух лет в тюрьме, остальное – на строгом режиме.
В 2019 году адвокат Мустафаева Лиля Гемеджи назвала «пыточными» условия его содержания в российском СИЗО.
21 мая 2018 года в Крыму были задержаны координатор «Крымской солидарности» Сервер Мустафаев и житель села Долинное Бахчисарайского района Эдем Смаилов . Обвинения против них приобщили к бахчисарайскому «делу Хизб ут-Тахрир». Правозащитный центр «Мемориал» ранее признал Сервера Мустафаева политзаключенным.
10 июня на заседании по алуштинскому «делу Хизб ут-Тахрир» в ходе прений сторон российский прокурор запросил для подсудимых крымчан от 14 до 19 лет отбывания заключения в колонии строгого режима.
Прокурор попросил вынести в качестве меры наказания Ленуру Халилову 19 лет лишения свободы с ограничением свободы на 1 год и 9 месяцев, Руслану Месутову – 18 лет с ограничением свободы на 1 год и 9 месяцев, Руслану Нагаеву – 15 лет и 1 год ограничения свободы, Эльдару Кантемирову – 14 лет лишения свободы с ограничением на 1 год.
После обысков 10 июня 2019 года в домах крымских татар в Алуштинском, Белогорском и Симферопольском районах были задержаны восемь мужчин: Руслан Нагаев, Эльдар Кантимиров, Руслан Месутов, Ленур Халилов, Риза Омеров, Энвер Омеров, Айдер Джеппаров и Эскендер Сулейманов.
ФСБ России заявила, что следственные мероприятия проходят в рамках уголовного дела по ст. 205.5 (организация или участие в деятельности террористической организации) и касается религиозной организации «Хизб ут-Тахрир».
Крымские «дела Хизб ут-Тахрир»
Представители международной исламской политической организации «Хизб ут-Тахрир» называют своей миссией объединение всех мусульманских стран в исламском халифате, но они отвергают террористические методы достижения этого и говорят, что подвергаются несправедливому преследованию в России и в оккупированном ею в 2014 году Крыму. Верховный суд России запретил «Хизб ут-Тахрир» в 2003 году, включив в список объединений, названных «террористическими».
Защитники арестованных и осужденных по «делу Хизб ут-Тахрир» крымчан считают их преследование мотивированным по религиозному признаку. Адвокаты отмечают, что преследуемые по этому делу российскими правоохранительными органами – преимущественно крымские татары, а также украинцы, русские, таджики, азербайджанцы и крымчане другого этнического происхождения, исповедующие ислам. Международное право запрещает вводить на оккупированной территории законодательство оккупирующего государства.